Почему нужно восстанавливать геометрию кузова
При сильной аварии необходимость стапельных работ и восстановления геометрии кузова очевидно – автомобиль поврежден таким образом, что даже не специалисту ясно: без вытягивания кузова на стапеле не обойтись. Но если повреждение на первый взгляд невелико и является следствием небольшого столкновения, то неспециалист может решить, что не стоит связываться с довольно дорогими работами по восстановлению кузовной геометрии, а обойтись косметическим ремонтом.
Но если геометрия кузова нарушена, косметическим ремонтом не отделаться. Геометрию необходимо восстанавливать. Если этого не сделать, то можно ожидать таких неприятных сюрпризов, как нарушение геометрии как окон, так и дверей автомобиля, неравномерный и ускоренный износ автомобильных покрышек, уменьшение жесткости кузова. Но самое главное: при нарушенной кузовной геометрии автомобиль хуже слушается руля, его постоянно тянет в сторону, а на больших скоростях подобная особенность усугубляется, что может привести к аварии.
Как определяется необходимость стапельных работ
Специалисты советуют не торопиться со стапельными работами, так как они обходятся недешево, а при сомнениях в нарушении геометрии кузова проверить развал-схождение. Данная диагностика достаточно дешевая, но при этом угол установки колес и их расположение позволяет специалисту определить наличие проблемы и ее сложность. На некоторых моделях автомобилей можно регулировать развал-схождение, можно выставить углы колес, добившись попадания в необходимый допуск.
Но если при проверке развала-схождения выясняется, что нарушена соосность, то придется пройти более дорогую диагностику (от $40 и выше), которая уже напрямую связана с кузовной геометрией: придется промерить кузов. Расположение контрольных точек, которые имеются у каждого автомобиля, может быть проверено как с помощью обычной линейки (именно так диагностируют повреждения кузова в гаражных мастерских), так и с помощью современного оборудования со специальными датчиками (так работают на СТО). Если оказывается, что геометрия нарушена, то речь уже идет не об обычном ремонте, а о вытягивании кузова на стапеле.
Куда обращаться
Стапельные работы можно выполнить как на СТО, так и в гараже – если имеются хорошие опытные мастера с качественным оборудованием и инструментарием. Разница заключается даже не в цене, хотя в гаражной мастерской работы подобного типа могут обойтись дешевле. Но вот гарантия качества – совсем другое дело.
Опытный мастер способен восстановить кузовную геометрию и в гараже, но отыскать такого мастера дело непростое. К тому же, при гаражных работах нередко срываются сроки: мастер обещает сделать автомобиль чуть не завтра, потом оказывается, что по каким-то причинам срок передвигается на послезавтра, и так может быть несколько раз. Также вопрос в условиях хранения автомобиля в гаражной мастерской. Что же касается СТО, то тут все просто и ясно: в наличии имеется необходимое оборудование, стенды и датчики, а также специально подготовленные мастера, и можно выполнить весь комплекс необходимых работ, начиная от вытягивания лонжерона на стапеле и заканчивая рихтовочными и покрасочными работами, в одном месте, постоянно контролируя качество каждого этапа работ.
Как вытягивается кузов
Вытягивание кузова на стапеле может быть осуществлено двумя способами:
- обычное вытягивание на стапеле, когда автомобиль прикрепляется к тянущей системе специальными приваренными ушками, а после этого к нему прикладываются разнонаправленные тянущие усилия;
- компьютерное вытягивание на стапеле – применяется на автосервисах, оснащенных современным оборудованием, в этом случае автомобиль помещается на специальный стенд, к кузову присоединяются различные приспособления для вытягивания, а затем компьютер «командует» всеми работами, производя в процессе вытягивания оценку геометрии кузова и расположения контрольных точек.
Стоимость работ на стапеле для кузовного ремонта
Однозначно определить сколько стоит та или иная работа на стапеле невозможно – цена стапельных работ зависит от марки автомобиля, его состояния, сложности повреждений и так далее. Специалисты предлагают оценивать стоимость стапельных работ по стоимости нормо-часа. Обычно нормо-час оценивается около $20-25, бывает и несколько выше, но практически на всех СТО эта цена одинакова, различаясь лишь на несколько процентов. А вот сколько времени займет ремонт зависит и от подготовки мастера, и от имеющегося в его распоряжении оборудования: чем лучше оборудование – тем меньше времени занимают ремонтные работы и, следовательно, ниже общая стоимость ремонта.
В среднем если имеется небольшое нарушение геометрии кузова, то стоимость работ на стапеле для кузовного ремонта составит около 4000 руб., при нарушении средней сложности цена поднимается до 10000 руб. и выше, ну а при сложном нарушении цена работ начинается от 17000-20000 и выше. В некоторых случаях стоимость восстановительных работ оказывается сопоставима со стоимостью автомобиля, и тогда специалисты советуют отказаться от ремонта.